Российских туристов, выезжающих за рубеж на авто, заставили покупать «зелёные карты»


Многие россияне все чаще пускаются в зарубежный турвояж на собственной машине. Но, выезжая за пределы родины, нужно помнить, что без международной автостраховки границу вам не пересечь. В крайнем случае — купите прямо на таможне.

Есть два вида автостраховки — обязательная (ОСАГО) и добровольная (каско). Первая страхует ответственность водителя перед третьими лицами, а вторая — автомобиль. Как в России, так и за границей полис ОСАГО — непременное условие езды на авто. Отечественный полис за пределами России не действует. Поэтому для поездки на своем авто в Европу и некоторые страны СНГ вам придется покупать полис «Зеленой карты» (green card). Это и есть страховка для выезжающих за рубеж на собственном авто. Точнее, это даже не вид страхования, а система урегулирования убытков по страхованию ответственности водителей. В каждой стране, которая входит в систему (а их 44), создано свое национальное бюро, которое выпускает полисы green card и выплачивает компенсацию пострадавшим водителям. Центральное бюро по разрешению спорных ситуаций находится в Брюсселе.

В каждой стране, где действует система обязательного автострахования, существуют лимиты ответственности по имуществу и по «жизни и здоровью» пассажиров и третьих лиц. В некоторых европейских странах они исчисляются десятками миллионов евро, в отдельных государствах — вроде Швеции и Франции — ограничений по выплатам в части жизни и здоровья нет вообще.

Установленные Россией страховые суммы по ОСАГО выглядят на этом фоне просто смешно: 120 тыс. рублей — по имуществу и 240 тыс. рублей — по здоровью (причем эта сумма делится между всеми пострадавшими гражданами). А иностранцам, путешествующим на своих авто по России, приходится между тем приобретать транзитные полисы ОСАГО.

То есть если в России столкнутся машины русского водителя и финна и виноват будет первый, то российская страховая компания, на горе жителю Финляндии, должна будет выплатить ему страховку по нашим, российским лимитам. Когда же мы вступим в систему «Карты» и если авария случится в Финляндии, то нашему страховщику придется делать выплату уже по финским законам. А там лимит по жизни и здоровью не ограничен, хотя среднестатистический ущерб, по словам экспертов, не превышает 15—20 тыс. евро. Именно поэтому для того, чтобы стать членом «Зеленой карты», России нужно создать колоссальный резервный фонд.

По словам замдиректора бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Разувана, решение о вступлении России в систему было принято в 2005 году, но подача документов в Брюссель запланирована лишь на начало 2007 года, то есть выдаваться российские сертификаты международного образца будут не раньше января 2008 года. А до той поры ездить нашим водителям с картами Польши и Болгарии.
Впрочем, это не значит, что при покупке польского полиса вам придется мчаться за выплатой в Варшаву. Система «Зеленая карта» создана для того, чтобы урегулирование убытков происходило в стране, где произошло ДТП. То есть при аварии во Франции нужно обращаться к французскому страховщику, продавшему полис виновнику аварии (в любой из филиалов в стране). Если нерадивый водитель — иностранец и страховка была им приобретена за пределами Франции, то возмещение выплачивает французское бюро «Зеленой карты». А оно, в свою очередь, взыщет сумму выплаты с компании, которая застраховала ответственность виновника ДТП. Соответственно, за вас в данной ситуации будет расплачиваться польский или болгарский страховщик.

Автор: Юлия Локшина
Источник: Профиль