ЗЕЛЁНАЯ КАРТА


Зеленая карта — страховой полис, выданный страховой компанией страны, являющейся членом Международного союза «зеленых карт». Зеленая карта действительна на территории всех стран-членов Союза.

Во многих странах наличие зеленой карты является необходимым условием пользования въезжающими автомобилем на территории страны.

Система международных договоров на территории Европы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта. Получила название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. Формирование системы «Зелёная карта» обусловлено принятием в 1949 г.

Большое значение для ее развития имело и так называемое Лондонское соглашение, представляющее собой типовое двустороннее соглашение, форма и содержание которого были приняты на встрече представителей страховщиков, занимающихся страхованием автортранспорта.

Действие системы основано на следующих основных принципах:

а) она распространяется только на те страны, в которых страхование гражданской ответственности автовладельцев является обязательным в порядке, установленном национальным законодательством;

б) законность системы «З.к.», несмотря на частный характер соглашения, должна быть официально признана в каждом отдельном государстве;

в) в каждом государстве, желающем вступить в систему «З.к.», создаётся Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, занимающиеся обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев;

г) каждое Национальное Бюро является одной из сторон двустороннего международного договора, который определяет конкретный порядок действия системы «З.к.» и заключается с Национальными бюро других стран.

Национальные бюро «З.к.» каждой страны выполняют две основные функции:

а) в качестве Бюро по возмещению убытков оно выпускает удостоверения (свидетельства) «З.к.» для выдачи через посредство национальных страховщиков — своих членов — заинтересованным страхователям;

б) в качестве Бюро по урегулированию претензий оно регулирует воникающие в данной стране претензии потерпевших граждан и предъявляет иски к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба потерпевшим при использовании принадлежащих им автотранспортных средств и имеющим удостоверения «З.к.».

Такое удостоверение становится своеобразным эквивалентом договора страхования, заключенного с владельцем иностранного автотранспортного средства, избавляющего его от необходимости заключать дополнительные договоры страхования при каждом пересечении границы любых стран — участниц системы.

В случае ДТП, виновником которого становится владелец «З.к.», находящийся за границей, он предъявляет её представителям власти или полиции, подтверждая, что его гражданская ответственность как пользователя автотранспортным средством застрахована. Потерпевший в таком случае, не имея возможности обратиться с претензией о выплате к иностранному страховщику, заключившему такой договор страхования, направляет свое требование о возмещении вреда в Национальное бюро по урегулированию претензий, которое, в свою очередь, после полного возмещения причинённого ущерба или вреда в соответствии с национальным законодательством страны потерпевшего обращается в Бюро по возмещению убытков той страны, в которой причинителю вреда была выдана «З.к.» и было зарегистрировано участвовавшее в ДТП автотранспортное средство, с требованием о компенсации понесённых расходов.

Национальные бюро объединены в Международное бюро (штаб-квартира в Лондоне), которое координирует их деятельность. Непосредственно возмещение ущерба в связи с «З.к.» производят уполномоченные страховые компании.