Демпинг на украинском рынке страхования «Зеленая карта»
В очередной раз необходимо обратить особое внимание на проблему демпинга на рынке международного страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта».
При сохранении таких значительных нарушений договора о сотрудничестве между полными членами и Дирекцией МСТБУ в вопросах предоставления незаконных скидок при заключении договоров — до 45% и предоставлении комиссионного вознаграждения посредникам — до 60%, МСТБУ становится перед угрозой невозможности выполнения своих гарантийные функций, ведь банкротство одной компании-полного члена МСТБУ может привести к значительному усложнению финансового состояния МСТБУ в частности и рынка в целом.
За последние 2 года компании, которые значительно нарастили премии, сделали это исключительно за счет предоставления скидок клиентам, перекупанием агентов у своих коллег за счет значительного комиссионного вознаграждения. И это при определенных требованиях к формированию резервов, согласно Закону Украины о страховании.
Хотелось бы спросить акционеров страховщиков, известно ли им, что некоторые страховые компании Украины проповедуют такую политику, и осознают ли они, к чему приведет такая деятельность. А утешать себя тем, что увеличение премий временно улучшает финансовое состояние компаний и выплаты страхового возмещения наступят через год-два, это значит сознательно создавать определенные угрозы для страхового рынка. А учитывая, что Договором о сотрудничестве предусмотрены строгие меры к нарушителям (которые, к сожалению нельзя применить по определенным причинам), то возникает впечатление, что в Украине есть страховые компании, для которых не существует законов и законодательных актов.
Также необходимо поднять еще одну проблему, которая тесно связана с первой. По украинскому законодательству по рисковым видам страхования, резервы формируются в национальной валюте. А в системе «Зеленая карта» выплаты страховых возмещений осуществляются в валюте страны, где произошел страховой случай, в основном это евро. В этой связи в страховых компаниях возникают дополнительные затраты на курсовой разнице, эти расходы в отдельных случаях составляют значительные суммы.
Решением проблемы финансовой устойчивости страховых компаний может стать разрешение последним держать резервы в иностранной валюте.
И еще одна проблема, которая, к сожалению, никак не поддается решению — это контроль наличия украинской «Зеленой карты» у автовладельцев при пересечении границы. Так при пересечении украино-польской границы у 80% владельцев транспортных средств отсутствуют договоры страхования украинской «Зеленой карты».
К сожалению, для решения этой проблемы мы не можем найти поддержки у руководства государственной пограничной службы.
Проблемные вопросы по «Зеленой карте» не просто не решаются, они быстро накапливаются и крайне негативно влияют на работу страховщиков и их сотрудничество. А решение скрывается в нежелании работать честно, открыто и прозрачно, как предполагалось в Договоре о сотрудничестве, который был подписан всеми страховщиками.
Автор: Михаил Гомивка, СК «Универсальная»