Страхование «Зеленая карта» стало предметом масштабного мошенничества


С 1995 года, после присоединения Украины к международной системе автострахования Green card, отечественный автолюбитель не может выехать на Запад без одноименного полиса.

С 1998 года Украина является переходным членом «Зеленой карты» и хочет стать полным. Обратного пути у Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) нет.

Это национальное объединение страховиков, имеющих разрешение на работу с «зелеными картами», не может больше проходить «испытательный срок»: его ждет либо полное членство, либо позорное исключение (как Молдову в 2002-м). До исторического изменения судьбы МТСБУ осталось три недели — решение должно быть принято на ближайшей Генеральной Ассамблее Совета Бюро в Люксембурге в конце мая.

Однако до этого страховщики пройдут нешуточное испытание жадностью. С 1 мая, в связи с расширением ЕС, «зеленые карты» для стран Балтии и Восточной Европы заменяются на общеевропейские.

Если учесть, что львиная доля «зеленых сертификатов» предназначалась путешественникам именно по странам бывшего соцлагеря, то объемы замен должны быть колоссальными — где-то 250-300 тыс. штук.

Более того, Госфинуслуг настоял на бесплатной замене старых полисов на новые. Для страховых компаний это означает упущенную возможность «наварить» на автотуристах, оказавшихся в безвыходном положении на границе и готовых обменивать «карты» с любой доплатой, лишь бы ехать дальше.

Говорят, что агенты некоторых компаний уже засели на пропускных пунктах и с нетерпением ждут начала «сезона охоты» на клиентов. Не случайно информация о том, что замена полисов должна происходить бесплатно и желательно до 1 мая, тщательно скрывается: ни одного рекламного объявления на сей счет увидеть не удалось.

Дело явно пахнет крупным, почти международным скандалом, который может свести на нет усилия регулятора страхового рынка по «впихиванию» Моторного бюро в систему Green card и нормализации работы рынка автостраховок.

Как-то так получается, что вид страхования, который приносит львиную долю прибыли иностранным компаниям и является обязательным для всех стран Европы, у нас стал предметом масштабного мошенничества.

Решить проблему не помогли ни введение дополнительных уровней защиты для международных полисов, ни подключение МВД к борьбе с мошенниками. Ежегодно в Украине выдают около 0,5 млн. «зеленых карт». От 10% до 30% из них — поддельные или сфальсифицированные.

В год убытки страховщиков от фальсификации составляют примерно 20 млн. грн. Сумма выплаченных по фальшивкам возмещений достигает 330 тыс. грн. Сейчас отрабатывается полторы сотни дел относительно страховых выплат по фальшивым «зеленым картам», но объемы мошенничества увеличились более чем в три раза. К тому же качество «туфты» настолько повысилось, что отличить их от оригинала практически невозможно.

Помимо собственно фальшивок, отпечатанных на цветном ксероксе, с незаконно вписанным названием страховой компании (которая понятия не имеет о полисе и не собирается выплачивать по нему страховое возмещение), есть фальсификаты.

Это настоящие страховые полисы, которые преднамеренно неверно заполняются страховыми агентами. Например, в оригинал полиса, полученного туристом, вписывается один срок страхования (3 месяца), а в копии этого полиса, которую агент оставляет у себя, а потом передает в страховую компанию, — совсем другой срок (15 дней).

В результате агент приносит в страховую компанию платеж за 15 дней, а разницу кладет себе в карман. Если же с застрахованным туристом что-либо случается за границей в те два с половиной месяца, на которые он якобы застрахован, выясняется, что страховая компания ничего не может ему выплатить.

Не исключено, что посредством агентов «махлюют» и легальные страховики, которым выгодно сбывать полисы, а потом от них открещиваться. Скандалы с невыплатами страховых возмещений случались регулярно и по разным причинам: начиная от фальшивых полисов и заканчивая «финтами» компаний.

Понятное дело: до недавнего времени репутация отечественных «зеленых карт» у иностранных партнеров была весьма сомнительной, как и финансовые возможности Моторного бюро, которое является гарантом оплаты страховок для граждан Украины в случае ДТП с их участием за границей.

По международным правилам, наше бюро обязано держать на депозитном счете, кажется, в немецком «Коммерцбанке», $2 млн. в качестве залога. Каждая из компаний, желающих стать полномочным дилером «зеленых карт», должна авансом бросить в общий котел по $160 тыс. Но этих денег явно недостаточно для исполнения всех обязательств в полном объеме: увы, наши автолюбители слишком часто сбивают иностранных пешеходов и устраивают аварии на зарубежных дорогах.

Не случайно еще несколько месяцев назад Украина находилась в Международной системе Green card на «птичьих» правах: вопрос о распространении поддельных страховых полисов не раз ставился на повестку дня рабочих комитетов этой организации.

Внешние проблемы расстраивали «семейные отношения» и внутри МТСБУ. В бюро происходили перманентные конфликты между членами и исполнительным органом, вылившиеся в недавнюю смену руководства. Только в последние месяцы удалось легитимизировать саму деятельность Моторного бюро, зарегистрировав его устав. Причем даже вокруг регистрации устава была нешуточная чиновничья волокита на уровне кабминовских аппаратчиков.

С большим трудом правительство вообще и регулятор в частности наладили более-менее продуктивную работу бюро, разгребли проблемы неплатежей и фальшивок, а также сумели несколько улучшить репутацию объединения в глазах центрального международного органа. Результат не заставил себя ждать. 22 апреля в Лондоне был рассмотрен «украинский вопрос»: дискуссия закончилась рекомендацией проголосовать за наше полное членство с 1 января 2005 года. Как мы уже говорили выше, голосование ожидается в конце мая. Но тут подвалило расширение ЕС с заменой «зеленых карт»…

Что ж, скоро мы узнаем, насколько дальновидны отечественные страховики. Если компании польстятся на «легкую добычу» и обменные хлопоты станут причиной ажиотажа, то наказание наступит уже в ближайшей перспективе. Украину, скорее всего, исключат из «Зеленой карты», и она утратит право на изготовление собственных страховых полисов международного образца. Автолюбителям же все равно придется приобретать за границей «зеленые карты» иностранных компаний, цена на которые значительно выше.

    Заполните заявку и получите полис от надёжной страховой компании

    ☑ отправляя заявку, вы принимаете условия соглашения об использовании персональных данных